8 (925) 517-03-11

Часто задаваемые вопросы

Развернуть все

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

В чем отличие Монтессори-образования от традиционного образования?

Монтессори-образование

Традиционное образование

Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию

Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию

Учитель не занимает жесткой позиции в классе, ребенок - активный участник собственного обучения

Учитель в классе активен, доминирует. Ребенок является пассивным участником процесса обучения

Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины

Учитель действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины

Все объяснения , индивидуальные и групповые, приспосабливаются к особенностям каждого ребенка

Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого

Разновозрастные группы

Одновозрастные группы

Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу

Основная часть обучения производится учителем, и взаимодействие учащихся порицается

Ребенок выбирает себе работу, исходя из собственных интересов и способностей

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересы

Ребенок формирует собственные понятия с помощью обучающих материалов

Понятия даются ребенку учителем

Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо

Ребенку дается ограниченное время для работы

Ребенок сам определяет темп усвоения материала

Темп усвоения материала определяется нормами или учителем

Ребенок самостоятельно находит ошибки при помощи обратной связи, предоставляемой материалами

Учитель указывает на ошибки

Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха

Обучение мотивируется извне повторением правил и системой поощрений и наказаний

Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий

Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением

Мало внимания навыкам самообслуживания

Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть смирно и слушать во время групповой работы

 

8 (925) 517-03-11
Ленинский проспект дом 67, корпус 2
E-mail: info@deticveti.ru
© 2012—2017 «Цветы жизни»
Дизайн и разработка сайта: klerol.ru