С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.
Монтессори-образование |
Традиционное образование |
Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию |
Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию |
Учитель не занимает жесткой позиции в классе, ребенок - активный участник собственного обучения |
Учитель в классе активен, доминирует. Ребенок является пассивным участником процесса обучения |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины |
Учитель действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины |
Все объяснения , индивидуальные и групповые, приспосабливаются к особенностям каждого ребенка |
Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого |
Разновозрастные группы |
Одновозрастные группы |
Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу |
Основная часть обучения производится учителем, и взаимодействие учащихся порицается |
Ребенок выбирает себе работу, исходя из собственных интересов и способностей |
Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересы |
Ребенок формирует собственные понятия с помощью обучающих материалов |
Понятия даются ребенку учителем |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо |
Ребенку дается ограниченное время для работы |
Ребенок сам определяет темп усвоения материала |
Темп усвоения материала определяется нормами или учителем |
Ребенок самостоятельно находит ошибки при помощи обратной связи, предоставляемой материалами |
Учитель указывает на ошибки |
Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха |
Обучение мотивируется извне повторением правил и системой поощрений и наказаний |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования |
Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий |
Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением |
Мало внимания навыкам самообслуживания |
Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию |
Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть смирно и слушать во время групповой работы |